Разбираемся, что такое франчайзинг, франшиза и в чём выгода от использования франшизы для предпринимателей.
Франчайзинг – это система продвижения услуг или товаров, основанная на «аренде», передаче прав пользования определенного товарного знака, крупной «раскрученной» компании с известным именем независимым от нее предпринимателям.
Франшиза (фр. Franchise- льгота, привилегия ) – система взаимоотношений между участниками рынка, при которой одна сторона (франчайзер) за определенную плату, которая может быть разовой (паушальный платеж) или периодической (роялти), передает право на определенный вид ведения бизнеса с правом пользования своего товарного знака, другой стороне (франчайзи).
Франчайзер со своей стороны передает право пользования своим товарным знаком, предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса, включающую в себя пособия по ведению бизнеса, предоставление прочих фирменных материалов, способствующих успешному продвижению товаров и услуг.
Франчайзи обязуется четко исполнять различные требования франчайзера, оговоренные в договоре использования франшизы. Обычно в договоре указывается сумма отчислений за использование франшизы, условия использования товарного знака, прописывается обязательство покупать у франчайзера определенное количество товара, использовать оборудование, униформу обслуживающего персонала в точном соответствии с требованием франчайзера.
История возникновения франчайзинга
Основателем франчайзинга, по праву можно считать владельца крупной американской компании по производству швейных машин Исаака Зингера.
Он первым, начиная с 1851 года, начал продавать другим производителям право на продажу и обслуживание своей продукции на определенной территории США и тем самым распространил свой товар без особых усилий.
В двадцатом веке франчайзинг стал набирать обороты: в 30-х его освоили нефтеперерабатывающие компании, появились заправочные станции, которые передавались частным предпринимателям.
Это позволило за короткий срок создавать сеть заправочных станций, одновременно расширяя и рынок сбыта своей продукции.
Но, пожалуй, самым ярким представителем и родоначальником франчайзинга в современном виде, т. е. когда вместе с франшизой продается еще и система ведения бизнеса, является Рэй Крок, 1955 году основавший знаменитую теперь на весь мир корпорацию Мак Дональдс Систем, Инк.
Идея создания ресторана быстрого обслуживания принадлежит братьям Дику и Маку Дональдам, именно они являются основателями концепции и владельцами первого ресторана, располагавшегося в Сан-Бернардино штат Калифорния подобного типа.
Познакомившись с братьями в 1954 году, Рей Крок по достоинству оценил перспективу данного бизнеса и приобрел у Макдоналдов эксклюзивное право на открытие аналогичных ресторанов с тем же названием и содержанием.
Первый подобный ресторан был открыт им в городе Дез-Плейз, штат Иллинойс, после чего Крок начал активно продавать франшизы по всей стране. В 1961 году Рэй Крок выкупил все права на МсDonald’s.
В России франчайзинг появился относительно недавно, в середине 90-х.
Одними из первых с франшизой на наш рынок вышли такие компании как: МсDonald’s, Sbarro, Sela, Sabwey.
На сегодняшний день, рынок франшиз, предоставлен в разных сферах бизнеса и предприниматель может выбрать любое близкое ему направление, опираясь на собственное мнение и финансовые возможности.
Плюсы франчайзинга
Франчайзер получает гарантированный доход от продаж своей продукции, при этом все трудности связанные с ведением бизнеса, ложатся на плечи франчайзи.
Помимо этого, франчайзер получает развитие собственной сети, рекламу бренда, без каких-либо дополнительных финансовых вливаний.
Предприниматель, покупая франшизу, приобретает готовую, успешно действующую, эффективную бизнес-модель.
Имеет возможность существенно снизить риски при открытии бизнеса, ведь приобретая франшизу, он становиться частью известной компании, а инструкции по ведению бизнеса, полученные от партера, помогают учитывать все специфические особенности ведения бизнеса.
Плюс ко всему гарантирована система поставок, необходимая для бесперебойного ведения бизнеса.
Минусы франчайзинга
Для франчайзера, риски практически отсутствуют, минимальный доход гарантирован условиями договора, основные риски ложатся на плечи франчайзи.
Начать бизнес с нуля — это не про франшизу, первоначальные вложения в бизнес достаточно высоки.
Приобретая франшизу, франчайзи обязуется выполнять все условия франчайзера: вести бизнес четко в соответствии с его требованиями, закупать товар у определенных поставщиков, возможно по более высоким ценам.
Франчайзи вынуждены оплачивать рекламные компании франчайзера, устанавливаются ограничения при выходе из бизнеса, включая запрет на открытие подобной компании на той же территории в течении определенного времени.
Поэтому подписывая договор коммерческой концессии (именно такое название носит франчайзинг в российском законодательстве), обязательно проконсультируйтесь с хорошим юристом и внимательно изучите все пункты договора.
На этом всё, желаю всем удачи и успехов в бизнесе!
До встреч на страницах бизнес – блога DelayBusiness.ru, читайте другие статьи, задавайте вопросы, оставляйте комментарии.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!